Назад к списку

КОНСТРУИРОВАНИЕ - ЭТО ЧТО ТАКОЕ? 

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета, постройки.



Умелое сочетание разных видов конструирования дает педагогу возможность постепенно изучить с детьми названия и основные характеристики плоских и объёмных фигур, различия между ними, развивать у детей пространственные представления о предметах (далеко-близко, высоко-низко, слева - справа, впереди - сзади), а также основные характеристики предметов (высокий -низкий, длинный - короткий, большой-средний – маленький, толстый – тонкий, устойчивый- неустойчивый и т.д.). 

На занятиях конструирования в детском саду Теремка необходимо чередовать не только виды конструирования, но и виды конструкторов (железный, пластиковый, деревянный, из мягких деталей, кубики), бумагу и картон, природный материал, подручный материал (пластиковые бутылки, пробки и т.д).

В обучении дошкольников используют такие виды конструирования:

Конструирование по схемам и шаблонам дает возможность научить детей выполнять аппликацию на плоскости, используя готовые схемы и шаблоны. Детям предлагают выложить рисунок из палочек или камешков, сделать аппликацию из геометрических фигур по схеме. Такой вид конструирования развивает логику и образное мышление.

Конструирование по образцу - вид конструирования, благодаря которому дети овладевают общими способами действий, усваивают последовательность выполнения операций, познают конструктивные возможности разных строительных материалов. Эта форма обучения состоит в том, что ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают последовательность действий, которые они должны выполнить. 

Пример:


 Конструирование по заданной теме способствует развитию творческих способностей у детей. Этот вид конструирования учит детей решать поставленную задачу творчески, но пределы ее решения всегда ограничены темой.  Для дошкольников важно наличие игровой мотивации при выполнении задания («Построим комнату для куклы и солдатиков, которыми потом поиграем»). Все очень просто, если ребенку интересно и понятно задние, эффективность его работы будет выше.

Пример:


Конструирование по собственному замыслу. Это сложный вид конструирования, в котором ребенку дается полная свобода действий: определить цель конструирования(что именно он будет строить), последовательность своих действий, подобрать необходимый материал. Конструирование по собственному замыслу способствует развитию самостоятельности и творческих способностей. 

Конструирование по условиям. Детям не дают ни образца, ни способов выполнения задания, а просто ставят условия, которым должна соответствовать поделка. Дети строят конструкцию с определенными параметрами (ширина реки, высота моста должны соответствовать высоте корабля, которые должны под ним проплыть). Выполняя данные задания, они, учатся сравнивать предметы по ширине и высоте, по длине, учатся распределять количество строительного материала, так чтобы его хватило для всей поделки. Конструирование по условиям развивает аналитические способности. 

 Конструирование по модели. Самый сложный вид конструирования. Детям показывают модель, в которой скрыты составляющие ее части. Для того чтобы решить поставленную задачу (построить такую же модель), ребенок самостоятельно выбирает способы решения благодаря чему развивается образное мышление. Модель (образец) это реальный предмет или его изображение, на котором ее составляющие частично скрыты. Выполняя такие задания, дети учатся самостоятельно определять, из скольких частей состоит предмет, из каких геометрических фигур его можно построить и как правильно расположить эти фигуры в пространстве, чтобы максимально точно построить заданный предмет.

У каждого вида конструирования есть свои достоинства, поэтому их сочетают в процессе обучения детей конструированию. При организации любого вида конструирования самое главное разумно сочетать обучающее воздействия педагога и самостоятельность, творчество детей.

С уважением Юлия Якименко.